Юлия Панюшкина

Автор текста, гостья фестиваля
Народное искусство, несущее людям свет, не должно оставаться в тени!
Наверное, не так легко представить себе, что в одном городе, на одном культурном мероприятии могут собраться участники творческих коллективов сразу практически изо всех регионов России, да еще и из ряда стран ближнего зарубежья. А между тем, такое мероприятие прошло недавно в Санкт-Петербурге уже в седьмой раз. Это Международный фестиваль народной песни «Добровидение». Тот факт, что фестиваль, созданный во времена разгула вездесущей «попсы» и нашествия западных псевдокультурных ценностей, из года в год обретает все больший успех, говорит сам за себя. Это лишний раз свидетельствует, что истинное народное искусство, впитавшее в себя многовековые традиции и заветы предков, никогда не исчезнет, не сотрется из памяти и душ людей, которые дорожат культурным наследием своих народов.

По словам одного из попечителей и почетных гостей фестиваля, лидера партии «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова, в отличие от «Евровидения», которое было политизировано, и, по сути, уничтожено как нормальный песенный конкурс, «Добровидение» живет, и является настоящим праздником музыки и талантов. В свою очередь депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по бюджету и налогам Игорь Шубин (фракция «Единая Россия»), посетивший в этом году фестиваль в качестве почетного гостя, подчеркивает, что для России народный фольклор всегда был важной частью нашей культуры, а в нынешних условиях особенно актуально, чтобы мы никогда не забывали о своих традициях, скрепах, устоях:

- Я впервые побывал на фестивале «Добровидение» вместе с женой. Кстати, жена имеет консерваторское образование, по профессии она дирижер хорового пения. Она совершенно в восторге, ей очень все понравилось, и более того, она даже сразу предложила, какой коллектив из нашего Пермского края на следующий год делегировать на фестиваль. У нас есть очень популярный в крае и за его пределами вокальный ансамбль «Воскресение». Это коллектив профессиональный, очень зрелый, и я думаю, что он украсит фестиваль. Было приятно видеть на «Добровидении» высочайший уровень исполнителей, которые достойнейшим образом представили и народные произведения, и произведения, ставшие музыкальной классикой.
Игорь Шубин
Депутат Государственной Думы от фракции «Единая Россия», член Комитета ГД по бюджету и налогам
Пока еще не вполне стремительно, но довольно упорно народное творчество отвоевывает свое законное ведущее место в нашем культурном пространстве. Все чаще заявляют о себе как крупные профессиональные ансамбли народных песни и танца, созданные еще в советские годы, так и совсем новые, молодые самодеятельные коллективы. Причем, и тем, и другим удается создавать уникальные по своей выразительности и красоте современные аранжировки старинных песен, напевов, танцев, обрядов, сочинять в полном соответствии с духом народных традиций свои собственные, авторские песни и композиции. Особенно радует, что мы видим все больше и больше талантливых ребятишек, которых родители с огромным удовольствием и большими надеждами приводят в творческие коллективы, вверяют в руки опытных и преданных своему делу педагогов по народному вокалу, народной хореографии, преподавателям игры на народных музыкальных инструментах. Ну а общение мастеров народной песни и танца со своим зрителем, который не просто смотрит и слушает, но зачастую еще и подпевает, и подтанцовывает своим любимым артистам – это вообще отдельный разговор о том, какой горячий отклик находит народное искусство в сердце человека.
Безусловно, все эти явления и тенденции вселяют надежду на духовное оздоровление России, на ее крепость и единство, залог которых можно видеть именно в многообразии, дружбе и взаимопроникновении многочисленных народов нашей страны. Но к большому сожалению, пока особо не наблюдается стремления государства оказывать проектам, подобным «Добровидению», необходимую им организационную, финансовую и информационную поддержку. Даже сложно поверить в то, что такому мощному, масштабному и представительному мероприятию, каким является фестиваль «Добровидение», за всю историю его существования не было выделено ни копейки из бюджетных средств, ни одного государственного гранта! Да-да, весь этот великолепный, многокрасочный праздник народных талантов, ежегодно с огромным успехом проводящийся в городе на Неве, существует исключительно благодаря добровольным пожертвованиям людей. Это люди, которым небезразлично не только будущее народного искусства, но и то, в каком обществе, среди каких ценностей и приоритетов будут жить их дети, внуки и правнуки. Невольно задаешься вопросом, а тогда какими принципами руководствуются распределители бюджетных средств в наших профильных ведомствах, и прежде всего в Минкульте, если они отворачиваются от таких глобальных, значимых проектов, которые целиком отвечают задачам сбережения культурных, духовно-нравственных и патриотических основ российского общества. Но еще печальнее осознавать, что с чиновниками здесь «солидаризируются» и руководители российских телеканалов, которые зачастую буквально игнорируют события, даже самые заметные и масштабные, из жизни народной культуры и народного творчества многонациональной России.

Как говорит председатель Оргкомитета «Добровидения», 1-й заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» в Государственной Думе Олег Нилов несмотря на то, что фестиваль с каждым годом обретает все большую известность и популярность, информационное освещение «Добровидения 2022» на российском ТВ фактически отсутствовало:
- Всего лишь несколько телеканалов уделили внимание открытию фестиваля и его финальному Гала-концерту, да и то как-то вскользь, впопыхах, вперемежку с ворохом всех остальных новостей. Даже на канале «Культура» сюжет о «Добровидении» занял всего лишь минуту, и это несмотря на то, что фестиваль каждый год становится для всей нашей страны одним из наиболее значимых культурных событий! Ну а два наших, как их принято называть, ведущих телеканала, и вовсе проигнорировали «Добровидение 2022». Конечно, тут можно было бы пуститься в рассуждения о неких идеологических диверсиях, можно было бы задаться вопросом, а кому выгодна вот такая «информационная блокада», и т.д. Но поскольку это предполагает слишком большой разговор, целую дискуссию, то я ограничусь только парой вопросов к руководству этих телеканалов и к их программным менеджерам. Господа телевизионщики, объясните, пожалуйста, на основании чего вы решили, что вашему зрителю будет неинтересно знать о мероприятии, которое каждый год ждут в России миллионы любителей и ценителей народной песни, и которое каждый раз собирает до ста и более всенародно любимых творческих коллективов? И почему даже в год, объявленный российским президентом Годом культурного наследия народов России, вы поворачиваетесь спиной к тем, кто стремится донести это наследие до каждого из нас?
Олег Нилов
Председатель Оргкомитета «Добровидения», 1-й заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» в Государственной Думе
А вот что думает обо всей этой ситуации один из ведущих российских специалистов в вопросах образования и просвещения, академик РАО, 1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию Олег Смолин (фракция КПРФ):
- Я начну с того, что очень хотел, но к сожалению, не смог побывать на «Добровидении». И накануне мы с Олегом Анатольевичем Ниловым совместно придумали формулу: телененавидение должно смениться добровидением, к которому затем должно присоединиться доброведение, а затем и добродеяние. К сожалению, это только пожелание – реальность от этого сильно отличается. На российском телевидении, на большинстве каналов, преобладают две группы программ. Либо это политическая пропаганда, что в общем понятно в современных условиях, но имело место и в условиях самых обычных. Либо это, извиняюсь, «попса». Понятно, что за пропаганду платит государство, за «попсу» - телезрители. При этом наши телевизионщики почему-то уверены, что чем «попсовее» будет программа, тем выше у нее будет рейтинг. Я хочу напомнить в этой связи вашим читателям и нашим телевизионщикам пролог в трагедии Гете «Фауст», где спорят поэт, директор театра и комик. Поэт говорит о том, что искусство должно нести, условно говоря, разумное, доброе, вечное, а директор театра и комик говорят о том, - я пересказываю это попросту, - что надо добавить побольше «попсы» для того, чтобы зритель активнее ходил на спектакли. Как видим, этой идее уже больше 200-т лет, а она не устаревает.

Я думаю, что государство должно, во-первых, поддерживать не только политическую пропаганду, но и просветительскую деятельность, в том числе неполитическую. И мы предлагали неоднократно в нашем законе о народном образовании «Образование для всех» создать государственные просветительские каналы на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Во-вторых, я думаю, что хотя, к сожалению, уровень культуры в стране упал по сравнению с советскими временами, но и сейчас есть достаточное количество людей, которые будут смотреть эти самые просветительские программы, и которые, подобно мне, выключают «попсу».

Я хочу пожелать Олегу Анатольевичу продолжения этого замечательного проекта, потому что без народных корней культуры не существует. А российским властям и руководителям государственных каналов российского телевидения хочу пожелать изменить свое отношение к вещанию, и поставить во главу угла просветительство и приобщение к народной культуре.

Олег Смолин
Академик РАО, 1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию
Организаторы, участники, гости «Добровидения», и вообще вся огромная армия поклонников народного искусства, не раздумывая, скажут вам следующую вещь. Главные российские телеканалы в обязательном порядке и как можно чаще должны предоставлять эфирное время и подобным фестивалям, которые действительно становятся настоящими праздниками народного творчества, и отдельным фольклорным коллективам, сольным исполнителям, - как маститым, так и начинающим. Почему именно главные телеканалы? Да потому, что народное искусство – это и есть главный пласт, первооснова в культуре любой страны, любой нации.

За последние три месяца с российских телеэкранов исчезло, к счастью, немало пустых, примитивных шоу, на смену которым пришли серьезные информационные программы, посвященные текущей военно-политической ситуации. И будет очень важно сделать так, чтобы, когда придет время и объективно отпадет необходимость в таких информационных программах, освободившиеся эфирные ниши оказались заполнены не очередной «попсой» и скандальными шоу с «перетряхиванием нижнего белья», а именно разумным, добрым, и вечным: хорошими фильмами, просветительскими программами, концертами фестивалей и конкурсов, подобных «Добровидению», и т.д. Но для этого необходимо, чтобы модераторы программной политики ведущих российских телеканалов освободились из-под власти порочной формулы «рейтинги – реклама – рубли», и начали наконец работать в интересах духовного и культурного развития общества.

P.S.: По инициативе председателя Оргкомитета «Добровидения» лидеры всех фракций в Государственной Думе, а также сам Олег Нилов, направили 25 мая с.г. официальное письмо на имя генерального директора ВГТРК Олега Добродеева. Указав на необходимость всестороннего исполнения Указа Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России», авторы письма обратились к Добродееву с просьбой организовать показ телеверсии Гала-концерта «Добровидения 2022» в эфире телеканала Россия 1.
От редакции
Пока руководители федеральных телеканалов раздумывают, включать ли им в программы вещания показ Гала-концерта «Добровидения 2022», мы предлагаем вашему вниманию полную запись этого концерта, размещенную на нашем сайте!